Богатыри будут под стать задачам Больше ледоколов - мощных и разных
 
Наша Арктика
 
 

Богатыри будут под стать задачам

 
 
Больше ледоколов - мощных и разных
 
 

До 2020 года арктический флот страны пополнят три новых двухосадочных универсальных атомных ледокола (УАЛ) проекта 22220. Госконтракты уже подписаны, на Балтийском заводе идет строительство. О том, как готовится к приемке богатырей ФГУП «Атомфлот», моряки-атомщики рассказали членам общественного совета по вопросам безопасного использования атомной энергии в Мурманской области.

- Работа нашего совета направлена на то, чтобы информацию обо всех начинаниях, которые планируются в нашем регионе в атомной отрасли, доводить до общественности на самых ранних этапах. Это дает возможность обеспечить общественный контроль за их реализацией, - отметил секретарь совета Сергей Жаворонкин.

Стоит сказать, что мурманское предприятие всегда славилось своей открытостью. Не стал исключением и вопрос с подготовкой к пополнению флота.

- Новый УАЛ длиннее и шире действующих ледоколов. И будет иметь принципиально другую реакторную установку - «РИТМ-200». Это потребовало создания соответствующей инфраструктуры, - сообщил заместитель генерального директора «Атомфлота» по базированию Николай Мантула.

Во-первых, необходим новый док для обслуживания. Сроком ввода его в эксплуатацию определен 2022 год. Кроме того, в ближайшие два года по уже разработанному проекту построят доковый цех. В нем можно будет проводить ремонт винторулевых комплексов как новых, так и действующих ледоколов.

Во-вторых, для обеспечения перезарядки реакторов УАЛ потребуется новое судно атомного технологического обеспечения. Оно должно прийти на смену ныне действующей плавтехбазе «Имандра» к 2023 году. До этого на берегу будет построен необходимый перегрузочный комплекс. Соответствующий договор с «ОКБМ Африкантов» уже подписан.

Еще одна задача - утилизация отработавших свой срок атомоходов. Она нужна хотя бы для того, чтобы освободить причальную линию для новых богатырей. Сейчас выведены из эксплуатации три ледокола: «Арктика», «Сибирь» и «Россия».

Причем концепция их утилизации во многом благодаря усилиям специалистов «Атомфлота» в последнее время была существенно изменена. Ранее планировалось, что разделка атомоходов пройдет на снежногорском судоремонтном заводе «Нерпа». Там же предполагалось сформировать блок-упаковки для отправки в расположенный неподалеку пункт длительного хранения в Сайда-губе. По подобной схеме в свое время отправили «на иголки» атомные субмарины.

Теперь же с учетом новых оценок и опыта по разделке плавтехбазы «Володарский» разработана схема поэлементного демонтажа реакторного оборудования непосредственно у плавпричала «СевРАО» в Сайда-губе с использованием плавкрана. Там же радиоактивные элементы конструкции поместят в блок-упаковку. Затем ледокол будет переведен в разряд обычного судна, которое можно разделать на любом судоремонтном заводе.

Кстати, подобная схема дает дополнительное время для принятия решения превратить «Арктику» в судно-музей, установив в Петербурге. Если помните, есть такая идея - спасти знаменитый корабль, первенца одноименной серии, от ухода в небытие. Теперь за судьбу ледокола можно будет бороться и тогда, когда из него будет извлекаться реакторное оборудование.

На мой взгляд, «Арктика», безусловно, заслужила право на вторую жизнь. Но, как говорят специалисты, только перегон судна на Балтику, с учетом стоимости работы необходимых буксиров, обойдется в гигантские суммы. Недешевым будет и внутреннее переоснащение.

Впрочем, вернемся к основной теме материала. «Атомфлот» еще только готовится принять новые ледоколы серии 22220, но уже началось обсуждение строительства двух видов ледоколов следующего поколения. Об этих планах также рассказали членам общественного совета.

С тем, каким будет ледокол-лидер участников заседания ознакомил главный конструктор ЦКБ «Айсберг» Владимир Воробьев. Следует отметить, что по проектам этого питерского конструкторского бюро построено более сотни судов. В том числе дизельные ледоколы, а также атомные - «Ленин» и класса «Арктика». В кооперации с финской фирмой «Вяртсиля» здесь разработали и мелкоосадочные атомные ледоколы «Таймыр» и «Вайгач». Проект нового УАЛ серии 22220 также принадлежит «Айсбергу».

Теперь о ледоколе-лидере. Он будет иметь четырехвальную гребную установку с мощность на валах 120 мегаватт. Мощность, в два раза большую, чем у строящихся УАЛ, ему обеспечит реакторная установка РИТМ-400. Атомоход будет иметь автономность около восьми месяцев. Причем заход в порт потребуется исключительно для пополнения запасов провизии. Других ограничений у судна нет. Между перегрузками активной зоны оно сможет работать не менее пяти лет.

Впечатляют и размеры богатыря: длина - 209 метров, ширина - 46. Для сравнения: нынешние, очень немаленькие «суденышки» класса «Арктика» имеют параметры 148 и 30 метров соответственно, строящиеся по проекту 22220 «ребята» - 174 и 34 метра.

В общем, новенький даже среди других атомных богатырей будет смотреться этаким Святогором. Да и лед колоть будет по-взрослому: при скорости 2 узла ледопроходимость составит 4,3 метра (у ледоколов класса «Арктика» - до 2,5 м, у будущих УАЛ - до 2,9 м), при 10-12 узлах (это, что называется, рабочая скорость) - 2,4-2,5 метра.

- Такой ледокол можно будет эксплуатировать в любой точке Арктики и в любое время года, - подытожил свое выступление Владимир Воробьев.

Еще один перспективный проект - многофункциональный атомный ледокол оффшорного типа для работы на арктическом шельфе, например, в устьях сибирских рек. О нем членам общественного совета рассказал генеральный директор - главный конструктор ЦКБ «Айсберг» Александр Рыжков.

Параметры этого маневренного мелкоосадочного судна скромнее, чем у ледокола-лидера. Длина и ширина - 152 метра и 31 метр соответственно. Ледопроходимость при скорости 2 узла составит 2,3-2,4 метра. Мощность модифицированной реакторной установки РИТМ-200 - 40 мегаватт.

Атомоход будет оснащен двумя полноповоротными винторулевыми колонками и центральным винтом. Два подруливающих устройства будут расположены в носовой части. Все это позволит с высокой точностью позиционировать ледокол и добавит ему маневренности.

- Разноплановость работ, которые ведутся в Арктике, позволяет утверждать: просто ледокола сейчас недостаточно. Поэтому наша разработка - это унифицированная платформа. А комплектация может быть различной, - уточнил докладчик.

Кроме базового варианта разработан ледокол-снабженец с максимально большой грузовой палубой для доставки различного оборудования и припасов на буровые и добычные платформы на шельфе. Есть проект для обеспечения технического обслуживания, инспекций и ремонтов подводных нефтегазодобывающих сооружений. Он имеет большой ангар для спецоборудования. Имеются и другие варианты оснастки и комплектации, способные обеспечить выполнение самого широкого круга работ на арктическом шельфе.

О сердце будущих ледоколов рассказал главный специалист по судовым реакторным установкам «ОКБМ Африкантов», доктор технических наук, профессор Виталий Полуничев. Нижегородское КБ входит в структуру Росатома. Оно ведет разработку корабельных и судовых реакторных установок с 1954 года. Ими, в частности, оснащены все отечественные (а других на планете и нет) атомные ледоколы - от «Ленина» до строящихся УАЛ. РИТМ-200 - уже фактически четвертое поколение таких установок. От своих предшественниц они отличаются большими компактностью и запасом безопасности. Такая установка даже при очень интенсивной эксплуатации атомохода не требует перезарядки в течение семи лет.

Опубликовано: «Мурманский вестник» от 27.01.2016

Публикации темы "Аналитика":
  • В фокусе проблемы соцдомов  Правительство области и ОНФ держат на контроле ситуацию с некачественными домами  (25.06.2016)
  • «Осторожно: дети!»  Артисты облдрамы подготовили новый спектакль совместно с гаишниками  (02.04.2016)
  • Флот для себя построим в России  (22.03.2016)
  • О рыбном море начистоту  (01.03.2016)
  • Нью-Васюки или реальный шанс?  Идея построить на Шпицбергене российский рыбоперерабатывающий комплекс, похоже, вступает в стадию реализации  (05.02.2016)
  • Традиционное рыболовство попалось на крючок  (03.02.2016)
  • Экономить и поддерживать   (02.02.2016)
  • Хочешь успеть везде беги в два раза быстрее  (28.01.2016)
  • Взятки гладки?  (16.01.2015)
  • Строить ковчег пока не стоит  (15.10.2014)
  • Когда турист в пролете  (26.09.2014)
  • В очередь за капремонтом  (11.09.2014)
  • Не только поймать, но и продать  (10.09.2014)
  • Под крышей дома. Своего  (10.09.2014)
  • Своя треска к сковородке ближе  (09.09.2014)
  • Когда опустится шлагбаум?  (06.09.2014)
  • Все отдам за маасдам?  Как сказались санкции на продуктовой корзине северян  (27.08.2014)
  • Тяжела ты, шапка «гаранта»  (14.08.2014)
  • Трасса национального значения  (13.08.2014)
  • В прилове - социальные задачи  (08.08.2014)
  • Почему малый бизнес мало зарабатывает  (25.07.2014)
  • На фоне Арктики заметна «Фукусима»  (23.07.2014)
  • Где живем, то и жуем  (23.07.2014)
  • У «ждановских» были конкуренты?  (22.07.2014)
  • Николай Коннов: «Удобно - не значит по закону»  (18.07.2014)
  • 38 друзей кандидата в губернаторы  (16.07.2014)
  • Гражданин доктор  Сложности законодательства мешают врачам-мигрантам устроиться на работу  (18.06.2014)
  •  
     
     


    Житейские истории
    14 лет убийца ждал, что его арестуют. И дождался
    Зачем он с ней тогда пошел?! Этот вопрос не давал ему впоследствии покоя целых четырнадцать лет. «Пьяный был, вот и пошел», - отвечал себе упорно. И старался забыть, что было дальше. Но не мог...
    Фальшивыми бывают не только деньги
    Жителя Рослякова Степана Бугрова дочка-студентка попросила продать ноутбук. Позвонила из Архангельска, где она жила, сообщила, что приобрела продвинутый планшет,...
    Как схватить хулиганов за руку
    Сколько раз каждому из нас приходилось наблюдать прискорбную картину: не успели строители сделать ремонт, как тут же находятся охотники обезобразить свежевыкрашенную...

    Loading...
    Этот день в истории
    1942
  • День гибели П. В. Мегера, разведчика 420-го полка 122-й стрелковой дивизии, моряка, почетного полярника, Героя Советского Союза. Высокое звание получил вместе с остальными 14 "седовцами" за беспримерную 812-дневную зимовку.
  • 1962
  • В Мурманске зафиксировано минимальное для этой даты значение температуры воздуха (-28.9 градуса) за всю историю метеонаблюдений.
  • другие события
    Вверх
    © «Мурманский вестник» 1991-2014
    Мурманское областное издание

    Правила использования материалов газеты «Мурманский вестник»

    Яндекс.Метрика
    Архив   Реклама   Подписка   Реквизиты   Контакты   Наши авторы   Закупки
    Главная   Политика и власть   Экономика   Агропром   Рыбацкий вопрос   Жилкомхоз   Общество   Здравоохранение   Образование   Культура   Увлечения   Служу Отечеству!   Зверьё моё   Наш край    Земляки    Экология   Спорт   Спрашивали-отвечаем  Мы и закон  Происшествия  Официальная публикация   Новости партнеров