Марафон длиною в жизнь
 
За кулисами
 
 

Марафон длиною в жизнь

 
 
Вахтанг Туманов на мурманской сцене
Вахтанг Туманов на мурманской сцене
Автор фото: Юрий Левин

Из воспоминаний В. В. Киселева - режиссера Мурманского областного драматического театра с 1963 по 1981 годы.

Окончание. Начало в № 185, 190 и 195.


«Да он, когда подшофе, лучше играет!»

Теперь впору дорисовать портрет Вахтанга Давыдовича Туманова, так как он - исключительная личность в творческом и человеческом планах. Когда я появился в Мурманском театре, он занимал ведущее положение в труппе.

Актер замечательных природных данных: лет под 50, высокий, стройный, с выразительными крупными чертами лица. Внешне очень похож на знаменитого актера Николая Симонова, того самого, который играл Петра I в кинофильме. Образованный, интеллигентный, знал немецкий язык (во время ВОВ служил переводчиком). Вроде он грузинских княжеских кровей, и истинная его фамилия Турманидзе. Не исключено, судя по его благородному облику и чувству достоинства.

В свое время он окончил студию МХАТа, был оставлен работать в театре с серьезной перспективой, но ненадолго - уволили за увлечение спиртным. Перед Мурманском работал в Прибалтике (есть версия: его мать латышка), имел звание заслуженного артиста Латвийской ССР. Мог играть все: интеллектуальное, героическое, комическое. Не боялся, не отказывался ни от каких ролей - маленьких или больших, выигрышных - не выигрышных.

По природе не особо общительный, но всегда доброжелательный к любому человеку - от уборщицы до начальства. Семьи, детей не имел, бывшая жена работала в Театре флота. Дружбы особой ни с кем не имел, благожелателей немало, особенно в сфере работников ресторанов. После спектакля он всегда имел право на свободный вход и место с рюмочкой.

Несмотря ни на что, уважение в театре имел абсолютное и среди актеров, и среди режиссеров за творческую одаренность и готовность репетировать что угодно и где угодно.

В то время процесс репетиций проходил по системе Станиславского: в «застольный» период актер имел право начинать с чистого листа. Туманов приходил на первые репетиции со знанием текста (память имел отличную) и полным представлением об образе играемого персонажа. Иногда и с рисунком: прекрасно рисовал, особенно шаржи на коллег (и я удостоился).

Режиссер, актеры сидели за столом, читали по ролям, а Вахтанг Давыдович свободно ходил вокруг, отвечал на реплики, не заглядывая в текст. Впрочем, никого это не задевало, не унижало - настолько было органично для него и привычно для всех.

Ко мне он относился с явным уважением, неоднократно повторял при каком-либо чествовании: «Василий Васильевич, будьте всегда таким, каков вы есть!» На словцо был меток и краток. К примеру. Как-то, столкнувшись с ним, выходящим из кабинета директора, после очередной беседы насчет выпивок, услышал от него: «По-моему, критикуя меня, Минин занимается самокритикой!» - об увлечении самого Минина «зельем» было широко известно.

В адрес режиссера Виктора Терентьева (народный артист Украинской ССР (1981), работал режиссером в театрах Вологды, Нижнего Тагила, Брянска, главрежем Одесского областного русского драмтеатра. - Прим. ред.), ставившего дипломный спектакль и успевшего за этот краткий срок прослыть бабником, Туманов бросил: «Мышь с крысиным…» - Терентьев был «субтильного» вида юношей.

Нельзя сказать, что Туманов был алкоголиком. На заседании худсовета по поводу этой озабоченности у руководства актриса Е. Данилова, игравшая с ним в это же время спектакль «Перед заходом солнца», защищала партнера: «Когда Вахтанг Давыдович слегка под «этим делом», он играет лучше, и тебе с ним комфортнее…».

До последних сил я сопротивлялся решению Минина уволить его из театра, надеясь на какой-то перелом. Тем более мне казалось, что Минин по-актерски завидует Туманову, его успеху, уважению режиссуры.

Но однажды в антракте заходит ко мне в кабинет женщина и говорит: «Товарищ главный режиссер, а вы знаете, что артист Туманов сегодня играет подвыпившим? Безобразие!..»

Тут нужно сказать следующее. Заметить по внешним признакам, что Туманов подшофе было трудно, во всяком случае для меня. Вот артист К. выйдет на сцену, еще и слова не скажет, а я уже вижу - выпил!..

Смотрю «Сохрани мою тайну» и только под придирчиво-пристальным вниманием вижу: да, заметно. Не очень, но заметно. Но глас народа - глаз «божий»: через помощника режиссера вызвал Туманова по окончании спектакля в кабинет.

Ждал трудного, долгого разговора, извинения и т. д. А Вахтанг Давыдович, зайдя, с ходу заявил: «Василий Васильевич, я понял, по какому поводу вы меня пригласили. Опровергать не буду, более того, уважая вас, честно скажу: я уже не могу играть спектакль, если не выпью бутылку красного вина! Понимаю ваше беспокойство: как решите - так и будет!».

Не продолжая бессмысленного разговора, я ответил: «Завтра будет от помощника режиссера об этом докладная. Решать уже будет директор. Но и я думаю, что нам придется расстаться, о чем я, тоже не скрою, очень сожалею». На завтра Минин не без удовлетворения издал приказ об увольнении Туманова. Он уехал в Среднюю Азию в какой-то театр.


Палтус для «смазки»

…В те годы перед началом сезона руководство театров приглашали в Москву на утверждение репертуара. Министерство культуры рассматривало наши планы, с чем-то не соглашаясь, что-то новое рекомендуя. Настоятельно советовали классику русскую, зарубежную, советские, современные пьесы.

Не поддерживали «мелкотемья», пьес пошлых, безнравственных, бульварно-кассовых. Последнее изредка разрешали театрам, находящимся в трудном финансовом положении (вот бы сейчас сей заслон пошлейшим пьесам, спектаклям, заполонившим сцену!).

Чего греха таить, утверждение репертуарных планов - почти главное в жизни театра - зависело и от личных контактов, симпатий с чиновниками управления театров всех уровней. Ходили слухи, что зам.начальника управления М. Ш. не гнушается подарками. Для «смазки» директор Валерий Александрович Минин убедил меня прихватить в столицу наш заполярный презент - палтус. Набили этим деликатесом мой, известный всем в театре, объемный портфель.

Перед входом в кабинет большого начальства несколько минут вдохновлялись - никогда до этого ни он, ни я не участвовали в таких операциях. М. Ш-н почти с ходу подписал наш репертуар, видимо, рассчитывая на дальнейший, ему одному известный ход событий. Я расстегнул свой широко известный массам портфель, Минин вынул солидный сверток и на своей обаятельной дежурной улыбке положил на стол перед начальником: «Михаил Сергеевич, мы вот тут…»

Ш-н, красивый, высокий, моложавый, но седовласый (настоящий герой-любовник!), не дав закончить Минину заготовленную фразу, смахнул сверток в стол и, как бы не заметив происшедшего, заявил: «Предлагаю вам участвовать в смотре драматургии о рабочем классе. Рекомендую инсценировку повести А. Андреева «Спокойных не будет». Инсценировка не блеск, но поработайте, доведите до ума. Если выпустите спектакль, то 1-ю, 2-ю премию смотра не обещаю, а 3-ю - в любом случае». Достал из того же стола инсценировку В. Иокара, мы пообещали прочитать, сообщить решение.

Но такие номера не были системой. Трудились в министерстве и замечательные люди... Украшением была Инна Леонидовна Хамаза - симпатичная и толковая молодая женщина, советчица по репертуару. Каждый из приезжающих старался обязательно пообщаться с ней.

Она была доброжелательна со всеми без рангов и званий. Да и замминистра В. Зайцев был доброжелательным, интеллигентным человеком. С самим министром культуры И. А. Кузнецовым общаться не приходилось, видел пару раз на конференциях.


Компромисс с совестью бесплоден

…Вечером в гостинице прочитали инсценировку, поняли: проблема не ахти какая животрепещущая, качество - нижайшее. Что делать? Отказаться от постановки - значит испортить отношения с министерским начальством! «Решайся, - говорит Минин, - тебе ставить!» Хитер директор - правильно понимает! И решился я тогда (ради театра!) включить инсценировку в репертуар в надежде доработать, дотянуть.

Но в инсценировке главная героиня - интеллигентная, молодая, красивая москвичка. Из-за нее там сыр-бор. Так и не поняли: то ли случайно, то ли сговорено, но и актрису порекомендовали. Встретились с Л. Банецкой - красивая, интеллигентная, пригласили на работу.

С чего надо начинать при работе над несовершенной пьесой, инсценировкой? По-моему, я уже писал: наш учитель Товстоногов рекомендовал: «надо найти манок, то, что вас греет, привлекает в ней». Греет место действия - Приангарье, родные таежные просторы, километров сто от нашего прииска. Стройка Братской ГЭС - героико-романтическое время великих молодежных дел. Потому и название должно быть у спектакля «Ангарская баллада»! Молодежь театра работала в спектакле вполне прилично, кроме… Л. Банецкой. Еще раз пришлось убедиться: в театре красота - понятие относительное.

На фоне наших молодых актеров, воспитанных в единой ленинградской театральной школе, Б. выглядела беспомощной. Мы с художником В. И. Чудзиным отказались в оформлении от какого-либо быта: распахнутое пространство сцены с приподнятым станком и романтический фон сибирских елей и сосен.

…Банецкая оказалась не только красавицей, но и… клептоманкой. Уволили. И спектакль само собой исчез из репертуара. Более того, предполагаемый смотр драматургии о рабочем классе не состоялся. Вся эта история была для меня большим уроком: компромисс с совестью бесплоден! Повторения не было.


Недостатки - вижу!

Вообще-то самооценка - сложное дело.

- Василий Васильевич, вы видите в своих спектаклях недостатки? - как-то спросила меня дама-критик.

Я почему-то брякнул:

- Нет!

Мне даже сейчас неловко, так как вопрос и ответ прозвучали в кругу коллег. Сразу не хватило мозгов уточнить: недостатки вижу, особенно ритмические сбои, вялость конфликта, актерское непопадание и так далее. Но это то же самое, что видеть недостатки своего ребенка - их не исправишь. И ни к чему - он все равно родной, самый лучший!

Конечно, говоря о «неисправимых недостатках», я имею в виду основное сделанное в спектакле. А по частностям, по исправлению деталей, я долго после сдачи спектакля сижу в последнем ряду партера, записываю «недостатки», уточняю с актерами, с цехами. А вот после выпуска спектакля не люблю делать общего «раздолбона», так как считаю, если на этой стадии жизни спектакля у тебя позыв на такой искус, то долбай прежде всего себя. Актеры ни при чем - чем занимались до этого два месяца?!

Директор Минин не раз подначивал меня перед премьерой «поднакачать» актеров. Никогда этого не делал, ибо актеры в дни сдачи, премьеры и так на пределе нервного напряжения. Наоборот, надо поддержать в сделанном.

В последние годы были у меня хорошие, достойные спектакли и не очень, но считаю, во всех был профессиональный уровень. Своим ремеслом режиссер должен владеть в любом материале, в любой ситуации. Потому считаю - безусловных провалов у меня не было.

Василий КИСЕЛЕВ
Опубликовано: «Мурманский вестник» от 25.10.2014


Публикации темы "Культпоход":
  • Парад маститых и начинающих  (22.06.2016)
  • Пыльные кролики точат зубы на нерях  (13.04.2016)
  • Выставки со смыслом  (12.04.2016)
  • Бизнес-проект со дна морского  (09.04.2016)
  • Светлые люди  (09.04.2016)
  • Куклы с сюжетом  (09.04.2016)
  • «Осторожно: дети!»  Артисты облдрамы подготовили новый спектакль совместно с гаишниками  (02.04.2016)
  • «Осторожно: дети!»  Артисты облдрамы подготовили новый спектакль совместно с гаишниками  (02.04.2016)
  • Сюрпризы «Сияния Севера»  (30.03.2016)
  • Домой - с музыкальным подарком  (25.03.2016)
  • Их сцена манит, как магнит  (25.03.2016)
  • «Эмоции - это валюта джаза»  (23.03.2016)
  • В ожидании «Птицы»  (19.03.2016)
  • «Для нас он был Маяковским»  (11.03.2016)
  • Новый взгляд на вечную тему  (05.03.2016)
  • В полете - «Радость»  (03.03.2016)
  • О курице, обоях и Модильяни  (02.03.2016)
  • Музеи в музее  (27.02.2016)
  • Музеи в музее  (27.02.2016)
  • Поморский витязь  (27.02.2016)
  • Лекарство от страха - рояль!  (06.02.2016)
  • Саамские герои в редкой технике  (06.02.2016)
  • Дар, положенный на мастерство  (30.01.2016)
  • КГБ-бюнад не дремлет  (16.05.2015)
  • Вот тебе, морячка, шоколадка!  (14.05.2015)
  • Инструмент-экстремал в роли солиста  (31.01.2015)
  • Весну позовет золотое сопрано  (31.01.2015)
  • Здравствуйте, я ваша... теща!  (24.01.2015)
  • На очереди - Пелагея  (24.01.2015)
  • Гардероб Незнакомки  Александр Васильев привез в Мурманск платья Серебряного века  (21.01.2015)
  • День напролет и на ночь глядя  (20.01.2015)
  • В поезде нано и ретро  (17.01.2015)
  • Именинник готовит подарки  (13.01.2015)
  • Когда говорят дрели, музы не молчат  (10.01.2015)
  • Фотограф «его сиятельства»  (03.01.2015)
  • Вылечат и душу, и игрушки  (30.12.2014)
  • Когда не нужно слов  (25.12.2014)
  • Дед Мороз стучит в окно  (23.12.2014)
  • Королевство стало маловато  (20.12.2014)
  • Музыка в гармонии с поэзией  (18.12.2014)
  • Зачем сжигают птицу счастья?  (16.12.2014)
  • Не говорите мне прощай...  (16.12.2014)
  • Короли и крали  (13.12.2014)
  • Открылась новая планета  (13.12.2014)
  • Не Джоконда, но - загадка  (13.12.2014)
  • На три голоса - 25 человек  (09.12.2014)
  • Стирая границы  (06.12.2014)
  • Обереги мастерили, по-саамски говорили  (02.12.2014)
  • Стыд спасет мир?  (29.11.2014)
  • «Завтра на рассвете - в бой»  (29.11.2014)
  • Куба далеко, грезы рядом  (22.11.2014)
  • Капризы волшебников  (20.11.2014)
  • Черный кот - на удачу  (15.11.2014)
  • Валентина Махаева: «Я - играющий тренер»  (08.11.2014)
  • Майкл Джексон для хора с оркестром  (06.11.2014)
  • Книжка - как добрая шутка  (25.10.2014)
  • Одним влюбленным больше  (23.10.2014)
  • Пуговка в наследство  (23.10.2014)
  • Где загорел Санта?  (23.10.2014)
  • Из какого сора?  Материалом для скульптур стали бытовые отходы  (22.10.2014)
  • Марафон длиною в жизнь  (18.10.2014)
  • Кинозвезды деревни Бухалово  Как мурманчанка пострадала за съемки у Андрея Кончаловского  (18.10.2014)
  • Бегом на сцену!  (11.10.2014)
  • «Полет шмеля» в шесть рук  Дмитрий Маликов провел в Мурманске мастер-класс  (11.10.2014)
  • «Здравствуй, Саша...»  На мурманской Аллее Писателей появился новый обитатель  (08.10.2014)
  • Моцарт живописи  (04.10.2014)
  • Хакамада снимет маску  (04.10.2014)
  • Марафон длиною в жизнь  (04.10.2014)
  • «Солдат войны не затевает»  (01.10.2014)
  • Мельпомена снимет жилплощадь  (19.09.2014)
  • Судьба художника хранила  (18.09.2014)
  • Прогноз погоды как повод для выставки  (17.09.2014)
  • Цвет и жизнь  (06.09.2014)
  • Согревший Арктику  (06.09.2014)
  • Когда ветер сдувает этюдник  Российские художники съехались в Териберку  (05.08.2014)
  • К самому синему морю  В Заполярье высадился творческий десант  (26.07.2014)
  • Варзугская свеча  (19.07.2014)
  • Звучи - и мир изменится!  (12.07.2014)
  • Кошки с колокольчиками  (11.07.2014)
  • С Мурманском на дружеской ноге  (28.06.2014)
  • Печаль его светла?  Эдвард Мунк глазами мурманских студентов  (26.06.2014)
  • За душой - не трофей, а подарок  (25.06.2014)
  • Понял? Чувствую! Хочу…  (21.06.2014)
  • Вместо закладки - утюг  (17.06.2014)
  • Выбор матери - судьба сына?  (17.06.2014)
  • Ведро краски - и творить!  Молодые художники Заполярья показали публике свои работы  (11.06.2014)
  • Полотно о «Курске» появится через год  Открылась выставка известного православного баталиста  (05.06.2014)
  •  
     
     


    Житейские истории
    14 лет убийца ждал, что его арестуют. И дождался
    Зачем он с ней тогда пошел?! Этот вопрос не давал ему впоследствии покоя целых четырнадцать лет. «Пьяный был, вот и пошел», - отвечал себе упорно. И старался забыть, что было дальше. Но не мог...
    Фальшивыми бывают не только деньги
    Жителя Рослякова Степана Бугрова дочка-студентка попросила продать ноутбук. Позвонила из Архангельска, где она жила, сообщила, что приобрела продвинутый планшет,...
    Как схватить хулиганов за руку
    Сколько раз каждому из нас приходилось наблюдать прискорбную картину: не успели строители сделать ремонт, как тут же находятся охотники обезобразить свежевыкрашенную...

    Loading...
    Этот день в истории
  • Крещение Господне (православный)
  • 1971
  • День гибели поэта Николая Рубцова (1930-1971). Учился в Кировском горном техникуме, служил на Северном флоте, ходил в море на судах тралфлота. Первые произведения появились в сборнике "На страже Родины любимой", который был издан Политуправлением Северного флота в 1958 году. В память о поэте ежегодно проводятся Рубцовские чтения.
  • другие события
    Вверх
    © «Мурманский вестник» 1991-2014
    Мурманское областное издание

    Правила использования материалов газеты «Мурманский вестник»

    Яндекс.Метрика
    Архив   Реклама   Подписка   Реквизиты   Контакты   Наши авторы   Закупки
    Главная   Политика и власть   Экономика   Агропром   Рыбацкий вопрос   Жилкомхоз   Общество   Здравоохранение   Образование   Культура   Увлечения   Служу Отечеству!   Зверьё моё   Наш край    Земляки    Экология   Спорт   Спрашивали-отвечаем  Мы и закон  Происшествия  Официальная публикация   Новости партнеров