Алена Кузнецова: «Почва для жалобы есть всегда»
 
Жилкомхоз
 
 

Алена Кузнецова: «Почва для жалобы есть всегда»

 
 
Автор фото: Дмитрий Дубов В сюжете 2 фото

С передачей многоквартирных домов от прежних муниципальных предприятий в ведение частных управляющих компаний проблем у жильцов не стало меньше, как то обещали организаторы жилкомхозовской реформы. Наоборот - значительно прибавилось. И порой единственная надежда найти управу на нерадивых управленцев - обращение в государственную жилищную инспекцию. Наш разговор с ее начальником по Мурманской области Аленой КУЗНЕЦОВОЙ.

- В анонсе предстоящих событий, который размещается на сайте регионального правительства ежедневно, непременно значится выезд жилищной инспекции по конкретным адресам. Похоже, засиживаться в кабинетах вашим сотрудникам не приходится?

- У нас два основных направления: проверки выездные и документарные. Плюс контрольные - по поводу выполнения выданных инспекцией предписаний. Как правило, ежедневно - несколько проверок по городу и выезд в область. Всегда задействованы две машины. При этом в штате всего 25 человек. Нагрузка очень высокая и текучесть кадров, на мой взгляд, большая - не каждый готов засиживаться на работе порой едва ли не до утра. И поскольку жалоб много, стараемся их группировать по территориям, чтобы охватить максимальное количество адресов по пути следования при ежедневных выездах в область.

- То есть жалоб в сфере ЖКХ меньше не становится?

- Наоборот, их число стремительно растет. Даже с медициной это не сравнить, ведь пока здоров сам и твои близкие, проблемы в ней особо не задевают. А вот с проблемами в ЖКХ мы сталкиваемся постоянно. Наливаем ли утром «ржавую» воду, чтобы сварить кофе, или выходим во двор, который снова «забыли» убрать, идем мимо заросших бытовым мусором контейнеров... В общем, цифры таковы: в 2011 году к нам поступило немногим более трех тысяч жалоб, в следующем - уже пять, а в 2013-м - свыше двенадцати тысяч. Рост сумасшедший. Нарушений в прошлом году выявлено свыше семи тысяч, хотя годом раньше было четыре тысячи.

- Это связано с реальным ухудшением ситуации в этой сфере или с тем, что население более активно стало пытаться влиять на нее?

- Наверное, и с тем, и с другим. Прежде еще кое-где сохранялись МУПы, старая система, опытные кадры в ЖКХ, мастера с многолетним стажем, производственные участки. Им на смену пришли частные компании, которые на всем экономят, нанимают кого угодно. В итоге в отрасли работают люди, не имеющие никакого представления о системах многоквартирных домов. Дом ведь не просто стены, это сложная система, требующая для поддержания в рабочем состоянии серьезных инженерных знаний.

Я сама инженер-системотехник и прекрасно понимаю, как непросто все это устроено. Тем более наша мурманская застройка, когда нередко несколько домов стоят скобами. Две стены и одна крыша на полтора десятка домов, которыми управляют разные компании, и не из каждого подъезда даже вход в подвал есть. Случись какая-то авария, туда просто не попасть. И с переходом от общей системы управления к разрозненным частным компаниям жалоб, естественно, стало больше. Дома все больше изнашиваются, цена услуг растет.

С другой стороны, и жители порой ошибочно думают, что, платя, допустим, десять-пятнадцать рублей с квадратного метра, можно получать качественные услуги. Но ведь эти средства идут не только на оплату явно видимой работы дворника. Дом, как я уже сказала, - сложная система. И в графу «содержание и ремонт» входят и обеспечение работы лифтов, и вывоз мусора, которого накапливается все больше, поскольку, к примеру, практически все продукты сегодня мы покупаем в упаковках. А еще аварийная служба, дератизация и дезинсекция, учетно-расчетное обслуживание, услуги банка по приему платежей. И все это - содержание и ремонт.

К сожалению, многие не хотят этого понимать. Есть, например, в Апатитах, управляющая компания, которая ничего не делает, жалуются на нее бесконечно. Но менять ее население не хочет, поскольку платит ей по 13 рублей с метра за содержание и ремонт. И попытки других управляющих компаний объяснить, что менее чем за 20 рублей обеспечить качественное содержание просто невозможно, результата не дают. Вот и платят 13 тем, кто всем должен и ничего не делает. В итоге - ни надлежащего содержания, ни ремонта.

К сожалению, многие не хотят этого понимать. Есть, например, в Апатитах, управляющая компания, которая ничего не делает, жалуются на нее бесконечно. Но менять ее население не хочет, поскольку платит ей по 13 рублей с метра за содержание и ремонт. И попытки других управляющих компаний объяснить, что менее чем за 20 рублей обеспечить качественное содержание просто невозможно, результата не дают. Вот и платят 13 тем, кто всем должен и ничего не делает. В итоге - ни надлежащего содержания, ни ремонта...

- Конкретный случай. Жильцы дома № 46 на проспекте Ленина обращались к вам с заявлением о том, что внешний слой кирпича постепенно обрушивается. А значит, это может повлиять на общее состояние стены при воздействии осадков. Управляющей компании было дано предписание исправить ситуацию, но она предложила собрать средства на этот капремонт самим жильцам...

- Начнем с того, что ни о каком капремонте в данном случае речь не идет. Если дом кирпичный и есть единичные выпадения кирпичей - это содержание и ремонт жилого здания. Что является прямой обязанностью управляющей компании. Как и следить за состоянием межпанельных швов в блочных домах, по поводу которых тоже нередко обращаются жильцы, инженерных систем, крыш. Все это относится к этой же графе в наших квитанциях. Крупные УК, выросшие еще из старой системы и сохранившие специалистов, все это знают и делают.

Только при необходимости восстановить более половины конкретных элементов общего имущества речь идет о капремонте. Очень часто возникает, например, вопрос о бойлерах, выходящих из строя. Если их надо менять полностью, собственники самостоятельно должны найти средства или ждать планового капремонта. Любая замена единицы оборудования - капремонт. Минимальный перечень работ определен постановлением правительства РФ № 290 и Правилами и нормами эксплуатации жилищного фонда. На основе этих нормативных правовых актов должен разрабатываться перечень работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества каждого конкретного многоквартирного дома.

Согласно пункту 35 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением правительства РФ № 491, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ.

- Насколько обоснованны поступающие жалобы? На каждую ли вы реагируете?

- Как правило, почва для жалобы есть всегда, а вот реагировать порой непросто. Одно дело - конкретная протечка трубы, например. И другое - когда житель дома пишет: «Прошу разобраться, почему у меня слишком высокие начисления за электроэнергию…» При этом квитанции или ее копии нет - как тут разберешься? Вот и приходится обращаться к заявителю за уточнениями. А то и без конкретного адреса: «У нас мусор вдоль всей улицы - примите меры!» Подобные жалобы составляют едва ли не треть, увеличивая тем самым общее число... Причем нередко наши просьбы об уточнениях заявителя раздражают : я, дескать, не обязан разбираться во всех этих хитросплетениях. Но ведь, покупая, к примеру, автомашину, мы готовы либо разбираться, либо оплачивать услуги автосервиса. А у нас многие жалуются и требуют призвать к ответу нерадивых управленцев, сами ничего не желая для этого делать. Например, отказываются идти в суд. Мы не можем опротестовать итоги собрания собственников - это высший орган управления домом. Но мы объясняем, что провели проверку, получили протокол собрания, и, если заявитель считает, что он поддельный или его подпись сфальсифицирована, надо идти в суд и опротестовывать. Мы на это права не имеем. А в ответ: «Нет, в суд мы не пойдем…»

Есть другой выход: соберитесь с другими собственниками и измените ситуацию. Например, с той же электроэнергией. Ее оплата на общедомовые нужды не может быть выше норматива, кроме тех случаев, когда ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальных услуг или собственниками принято решение о распределении всего объема на общедомовые нужды. Если что-то не так, надо принять другой протокол, например, что вы в своем доме будете платить не выше норматива, и управляющая компания будет обязана его принять. Но собрание надо организовать. Не может надзорный орган без желания собственников прийти и навести порядок. И квитанцию нужную вместо управляющей компании выпустить не может…

Я это постоянно объясняю. Веду прием и здесь непосредственно, и в здании областного правительства, и в приемной «Единой России». Обращений много. На местах постоянно бываем. У нас самый высокий процент обследования жилого фонда на Северо-Западе - 140 процентов за 2013 год. То есть фактически мы побывали в некоторых домах по нескольку раз.

- А работа муниципальных комиссий как-то помогает? Удалось ли вам с их образованием хотя бы немного разгрузиться?

- Конечно, они ближе к людям, особенно в области, и могут решать многие вопросы. Но мы уже начинаем сталкиваться с жалобами и в их адрес. По переадресованным туда обращениям порой не проводятся проверки, заявители получают отписки. Только что разбиралась с таким случаем. Пришло повторное письмо от жителя ЗАТО. Он прислал фотографии, сделанные в подъезде дома, - красноречивое свидетельство того, что по его обращению ничего не сделано, хотя в ответе - все в порядке. То есть никто даже на место не выезжал. Будем разбираться.

- Какова реакция на ваши предписания?

- В основном на них реагируют: 84 процента предписаний исполнены, а остальные рассматриваются в судах. Но у нас есть и «штатные» адреса. Например, когда подвал дома постоянно затапливается, и жильцы с тем же постоянством обращаются к нам. Скажем, раз в квартал. Мы, конечно, можем, что называется, нагрянуть с внезапной проверкой. Но это, скорее, теоретически. А на практике должны предупредить управляющую компанию, иначе просто не попадем в тот злополучный подвал. Нетрудно догадаться, что ко времени проверки там все уже будет просушено и проветрено. Отвечаем жителю, что предписание исполнено. И так до следующего потопа.

- А как с жалобами на ошибки в расчетах и переплаты?

- С расчетами обычно ситуации урегулируются. Пример - проблемы с оплатой электроэнергии, которая используется на общедомовые нужды. А что касается переплат, то это компетенция судов. Но в любом случае, прежде всего надо обратиться в управляющую компанию. Очень часто все можно сразу же решить там. Если нет, то все претензии, касающиеся задолженности или переплаты, решаются только в судебном порядке.

- К слову, о счетах за электроэнергию. Нередко долги неплательщиков раскидывают на добросовестных жильцов…

- Нет, сейчас с жалобами такого рода мы практически не сталкиваемся. Речь может идти о нерегулярной передаче показаний нерадивыми собственниками, которые в итоге при расчетах попадают в общедомовое потребление. Выдаем предписания управляющим организациям на проведение проверок достоверности показаний приборов учета, которые они должны проводить не реже одного раза в год и не чаще одного раза в полугодие. Единичными стали и случаи выявления несанкционированного подключения какого-то ларька или другой точки к дому. Иногда жильцам кажется, что плата большая потому, что кто-то подключен. Мы непременно выезжаем проверять подобные заявления на месте. И если раньше, случалось, обнаруживали, что ларек действительно подключен к общедомовому прибору учета, то сейчас такое практически не встречается.

- А кем оплачивается рекламная подсветка на домах?

- С каждым случаем надо разбираться отдельно. Но что касается подсветки, то, безусловно, оплачивать электроэнергию в данном случае должен собственник рекламы. На это должен быть отдельный счетчик. Раньше, чтобы разместить подобную рекламу достаточно было разрешения городских властей. А сейчас на использование любой площади дома от подвала и до крыши, необходимо согласие собственников. Например, чтобы вывести отдельное крыльцо офисного помещения, его владелец обязан пройти по дому и получить стопроцентное согласие собственников. Это требование Жилищного кодекса. Каждая подобная ситуация при обращении проверяется. Если в ходе проверки выявляется, что согласия всех собственников нет, и получить его не удается - все должно быть демонтировано. Если помещение выведено из жилого фонда законно и никаких достроек козырьков, отдельных выходов и так далее не производится, то такого согласия собственников не требуется.

- Каждый, кто затевал ремонт хотя бы с незначительной перепланировкой, знает, что она должна быть согласована. Но едва ли не в каждом жилом доме первые этажи занимают магазины или офисы. Перепланировка там, как правило, проводится полная. Каковы требования в этих случаях?

- Увы, по этому поводу никаких требований в Кодексе об административных правонарушениях нет. Закон устанавливает ответственность только хозяев жилых помещений. Относительно перепланировки нежилых помещений статьи нет.

- Но ведь снос несущих конструкций на первом этаже - реальная угроза устойчивости всего многоэтажного дома!

- Вот такая ситуация... Мы по всем адресам, указанным в обращениях, многократно выходим - выдаем предписания, требуем. Но реальных рычагов воздействия не имеем. Подводим эти перепланировки под порчу имущества, однако, штраф там, к сожалению, - всего до полутора тысяч. Ищем любые варианты воздействия. Если отдельная статья 7.21 Жилищного кодекса «Нарушение правил пользования жилыми помещениями» предусматривает ответственность жильца, то к собственникам нежилых помещений это не относится. Лишь если создается угроза для жизни людей, мы можем вести речь о порче жилых помещений, которая касается всех. Штраф маленький, но мы можем требовать исполнения предписаний, обращаться в суд, если этого не происходит. А предприниматели, как правило, об угрозе для здания не задумываются и силы тратят на борьбу с нами, а не с угрозой обрушения. Дескать, средства уже вложены, и это - главное.

- Так, наверно, надо что-то менять в самом законодательстве...

- Мы постоянно выдвигаем предложения по этому поводу. Сначала обращались в министерство регионального развития, после того как появилось отдельное министерства ЖКХ и строительства, - туда. 29 апреля состоялся слет региональных ГЖИ, на котором мы определились окончательно с тем, что все наши предложения принимает федеральное профильное министерство. Сразу же после слета напрямую направили туда предложения, касающиеся лицензирования УК.

- Каковы они?

- Прежде всего, не применять лицензирование для ТСЖ. Все просили снизить штрафы, а также стоимость лицензии для управляющих компаний, чтобы они не перекладывалась на собственников. Лицензия должна быть недорогим разрешением на работу, а не способом сбора денег. Просили также на законодательном уровне рассмотреть введение прямых расчетов населения с ресурсоснабжающими организациями. Надо исключить для УК соблазн пользоваться средствами, которые по праву принадлежат ресурсникам. Управляющие компании должны конкурировать не в финансовой, а в производственной сфере.

Изначально ведь ожидалось, что в отрасль придут профессионалы. И что через саморегулируемые организации произойдет отбор достойных. Но они превратились в клубы по интересам: ни одного громкого дела по поводу отказа в доверии нерадивым управленцам не провели, хотя поводов достаточно. И сегодня те же мурманские УК зарегистрированы где угодно. Попробуй хотя бы найти, если она имеет юридический адрес (а именно на него мы посылаем уведомления) где-то в Новосибирске... Лицензирование - тоже не панацея, но дает хотя бы какую-то надежду на порядок. И активность жильцов очень важна. Осознание того, что «мое» - это не только квартира, но и дом, двор... А пути, которые позволяют добиваться от УК нормальной работы, можно узнать на нашем сайте. Там - практически пошаговые инструкции для обращений по любому вопросу.

Опубликовано: «Мурманский вестник» от 17.06.2014

Другие материалы темы "ЖКХ":
  • УК нужно воспитывать  Качество обслуживания дома зависит от активности жильцов  (28.06.2016)
  • Что содержится в дому?  (06.04.2016)
  • «Стулья» - утром, деньги - вечером  (05.04.2016)
  • Проживем без электропайка  (23.03.2016)
  • Как управиться с домами?  (23.03.2016)
  • Взрыв отменяется  (22.03.2016)
  • Азбука потребителей  (03.03.2016)
  • Чтобы деньги вернулись, нужно заплатить  (26.02.2016)
  • Азбука потребителей  (18.02.2016)
  • А были ли жалобы?  (18.02.2016)
  • Разводные процедуры  (17.02.2016)
  • Кому - фасад новый, кому - лифт «умный»  (12.02.2016)
  • Игра в поддавки заведомый проигрыш  (10.02.2016)
  • Просрочить платеж все равно что взять кредит  (04.02.2016)
  • Ледниковый период на Новосельской  (23.01.2016)
  • Думайте сами, решайте сами, менять или не менять  (15.01.2016)
  • Устами счетчика глаголет истина  (17.01.2015)
  • Домики дядюшки Тыквы  Стройка в Умбе может обернуться уголовным делом  (15.01.2015)
  • Выгодная дружба  (15.01.2015)
  • Не справится - накажут  (03.01.2015)
  • Чтобы не было сюрпризов...  (27.12.2014)
  • Не Левиафан  (19.12.2014)
  • Цифры, взорвавшие город  (18.12.2014)
  • Не хочешь - заставят, не можешь - учтут  (03.12.2014)
  • Ждем долго-долго погашения долга  (19.11.2014)
  • Домовой приходит ночью  В Оленегорске идет охота на приборы учета  (30.10.2014)
  • Метла лицензирования чисто метет?  (29.10.2014)
  • Коммунальный водораздел  (23.10.2014)
  • Коммунальные маневры  (11.10.2014)
  • А у нас в квартире газ... будет?  (03.10.2014)
  • У ресурсников лопнуло терпение  (03.10.2014)
  • Виновата только вата?  Ремонт кровли обернулся бедой  (02.10.2014)
  • Дела идут, долги растут  (30.09.2014)
  • Печки Ловозерья  (25.09.2014)
  • Многоэтажкам отказано в свободном плавании  (19.09.2014)
  • В хате с краю погаснет свет  В Оленегорске дали отопление, а судебные приставы пошли в народ  (18.09.2014)
  • Капремонт любит активных  В этом году он начнется в 100 домах  (17.09.2014)
  • Груз чужих долгов  УК собираются отстаивать права жильцов на непосредственное управление домом  (10.09.2014)
  • Аттестат жилищно-коммунальной зрелости  (21.08.2014)
  • УК заставят работать  А нерадивые компании - уберут с рынка  (20.08.2014)
  • ТСН: вместо ТСЖ или вместе?  (13.08.2014)
  • Денег нет - и весь ответ  В арбитражном суде вчера рассмотрели дело о банкротстве УК «Апатиты-комфорт»  (12.08.2014)
  • ОДН - это не только лампочки в подъезде  (07.08.2014)
  • Темпы не сбавляйте!  Как в Хибинах готовятся к зиме  (30.07.2014)
  • Готовь котельные летом  (24.07.2014)
  • Без долгов и двойных квитанций  (23.07.2014)
  • Деньги - в пустоту?  (09.07.2014)
  • В одном ЗАТО тарифы врозь  (04.07.2014)
  • Кап-кап - на капремонт  (03.07.2014)
  • Математика с сюрпризом  Гаджиевцев возмутили счета за тепло, выставленные УК  (20.06.2014)
  • В управдомы по лицензии  (10.06.2014)
  • Коммунальщики на тропе войны  (06.06.2014)
  • Бои за центр города  (04.06.2014)
  •  
     
     


    Житейские истории
    14 лет убийца ждал, что его арестуют. И дождался
    Зачем он с ней тогда пошел?! Этот вопрос не давал ему впоследствии покоя целых четырнадцать лет. «Пьяный был, вот и пошел», - отвечал себе упорно. И старался забыть, что было дальше. Но не мог...
    Фальшивыми бывают не только деньги
    Жителя Рослякова Степана Бугрова дочка-студентка попросила продать ноутбук. Позвонила из Архангельска, где она жила, сообщила, что приобрела продвинутый планшет,...
    Как схватить хулиганов за руку
    Сколько раз каждому из нас приходилось наблюдать прискорбную картину: не успели строители сделать ремонт, как тут же находятся охотники обезобразить свежевыкрашенную...

    Loading...
    Этот день в истории
    1992
  • Подписано соглашение о сопредельном сотрудничестве между правительствами РФ и Финляндии. Были созданы четыре подгруппы: по Мурманской и Ленинградской областям, Карелии и Санкт-Петербургу. Позднее разработаны и приняты комплексные программы действий. Первая была рассчитана на четыре года (1997-2000), вторая - на три (2001-2003). Среди самых значимых - комплекс мероприятий по повышению безопасности Кольской АЭС.
  • 2003
  • девять депутатов областной думы - Ахрамейко, Ильин, Калайда, Коньков, Кузнецов, Семенина, Чернев, Хмель, Шиганов (все - члены группы "Народный депутат Мурмана") - выступили с инициативой о досрочном прекращении полномочий члена Совета Федерации - представителя от Мурманской областной думы Вячеслава Попова. На заседании думы полномочия Попова были подтверждены.
  • другие события
    Вверх
    © «Мурманский вестник» 1991-2014
    Мурманское областное издание

    Правила использования материалов газеты «Мурманский вестник»

    Яндекс.Метрика
    Архив   Реклама   Подписка   Реквизиты   Контакты   Наши авторы   Закупки
    Главная   Политика и власть   Экономика   Агропром   Рыбацкий вопрос   Жилкомхоз   Общество   Здравоохранение   Образование   Культура   Увлечения   Служу Отечеству!   Зверьё моё   Наш край    Земляки    Экология   Спорт   Спрашивали-отвечаем  Мы и закон  Происшествия  Официальная публикация   Новости партнеров